Аналитика НЦПТИ

Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет

ИНФОФОРУМ-ЕВРАЗИЯ/СИТИ. Рекомендации Круглого стола Аналитической ассоциации ОДКБ

Угроза терроризма сегодня как никогда волнует всех вне зависимости от возраста, социального статуса, национальности и т.п. И особую роль в формировании ощущения реальности этой угрозы, а также в отношении к терроризму и террористам в наше время играют средства массовой информации.

В то же время средства массовой информации, призванные помогать борьбе с таким опасным явлением, как терроризм, к сожалению, нередко используются преступниками в своих целях и играют, вероятно, сами того не подозревая, им на руку.

Публичность всегда была одной из основ террористической деятельности, а СМИ являются тем механизмом, с помощью которого террористы пытаются убедить население в справедливости своих претензий и действий, пропагандируют преступную идеологию, пытаются внушить страх перед их «всесилием». Более того авторитетные эксперты в области изучения коммуникационной составляющей терроризма, склонны считать терроризм формой политической коммуникации.

В настоящее время одним из главных направлений создания системы предупреждения терроризма является информационное противодействие распространению идеологии религиозного и этнонационального экстремизма. Тактика и стратегия противодействия пропаганде терроризма и экстремизма должны строиться с учетом многонационального и поликонфессионального характера государств-членов ОДКБ, различного уровня их социально экономического развития.

Принимая во внимание вышесказанное и предлагая меры по выработке тактики и стратегии в вопросах информационного противодействия терроризму и экстремизму, предлагается сосредоточить усилия государств членов ОДКБ на следующих направлениях:

- выработка международно-правовых механизмов защиты информационного пространства ОДКБ от распространения идеологии терроризма, пропаганды насилия, терроризма и радикализма;

- формирование основ межгосударственной системы контрпропаганды для противодействия идеологии терроризма, попыткам применения акций информационно-психологического терроризма против населения стран ОДКБ;

- совершенствование национального законодательства государств-членов ОДКБ, направленного на повышение социальной ответственности и этики СМИ, блокирующего деструктивную деятельность СМИ;

- пресечение государствами-членами ОДКБ террористической и экстремистской пропаганды в сети Интернет и социальных сетях с учетом того, что введение только национальных запретительных правовых норм оказывается малоэффективно ввиду того, что сайты террористической направленности создаются, как правило, в доменной зоне на территории других стран;

- подготовка системы международно-правовых мер по защите граждан государств-членов ОДКБ от негативного информационно-психологического воздействия, в первую очередь, молодежи, как наиболее уязвимой перед целенаправленной пропагандой идеологии терроризма и насилия, проведение научных исследований по данной проблематике;

- координация деятельности общественных, культурных и иных гуманитарных ресурсов государств-членов ОДКБ в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма для обеспечения населения стран ОДКБ достоверной и объективной информацией, гарантируя от предвзятости и целенаправленного искажения фактов, наносящих нравственный ущерб пользователям сети Интернет, читателям, зрителям и слушателям СМИ;

- интеграция усилий государств-членов ОДКБ по противодействию угрозам терроризма и попыткам дискредитации зимней Олимпиады 2014 года в Сочи;

- доведение до населения средствами искусства опасностей и угроз терроризма, активизация противодействия терроризму силами искусства, путем выделения необходимых ресурсов;

- диагностика деятельности и выявление коммуникаторов и проводников идеологии терроризма в информационном пространстве ОДКБ;

- противодействие с использованием правомерных методов распространению в информационном пространстве ОДКБ негативной информации, способствующей эскалации террористической деятельности, проведение мониторинга Интернет ресурсов для осуществления оперативного блокирования использования возможностей блогосферы коммуникаторами терроризма («вербовщиками», «агентами влияния» и «информаторами» террористических групп);

- активизация использования Интернет-порталов, сайтов и ресурсов, размещающих материалы контрпропагандистского характера, способствующих изобличению истинных целей и намерений идеологов терроризма, лидеров бандформирований, а также зарубежных структур, использующих Интернет и социальные сети для пропаганды террора и насилия;

- создание особых механизмов взаимодействия СМИ государств-членов ОДКБ с органами государственной власти в кризисных ситуациях, способствующих проявлению этики и гражданской ответственности журналистов при освещении событий чрезвычайного характера;

- формирование государственных регулирующих структур в религиозной сфере, нацеленных на информационное противодействие радикализации и рекрутированию исламистской молодежи в террористические организации. Привлечение к процессу информационно-идеологического противодействия служителей традиционного исламского культа, деятелей культуры и сферы образования;

- координация деятельности соответствующих ведомств и структур стран ОДКБ (Минобрнауки, Минкультуры, Союз журналистов и т.п.) по разработке рекомендаций для работников СМИ, способствующих повышению компетенции и профессионального уровня журналистов в кризисных ситуациях, учитывающих особенности в освещении террористической деятельности, терактов, реакции властей и общественного мнения;

- совершенствование деятельности в вопросах формирования у общественности твердых убеждений об обязательности непримиримой борьбы с терроризмом, используя возможности СМИ при разъяснении государственной антитеррористической политики;

- проведение государственными структурами совместно со СМИ более активной работы по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности, развитию информационной политики, служащей общегражданским и государственным интересам, управлению информационными потоками в ходе кризисных ситуаций и возможных террористических актов;

- ведение активной информационной антитеррористической деятельности государств-членов ОДКБ на принципах системности и многоуровневости, с учетом региональных особенностей, направляя её на предотвращение террористической деятельности и нейтрализацию негативных психологических последствий терактов;

- обеспечение реализации мер, направленных на наращивание и унификацию правоустанавливающей нормативной базы по совершенствованию борьбы с террором на информационном поле в международных масштабах.

Аналитическая Ассоциация ОДКБ

6 июня 2013 года, 9 Евразийский форум информационной безопасности и информационного взаимодействия ИНФОФОРУМ-ЕВРАЗИЯ/СИТИ

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария

Написать комментарий

Для добавления комментариев вам потребуется авторизация.