Аналитика НЦПТИ

Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет

Коммуникационный суверенитет России

Прошедший после третьей инаугурации В.Путина год характеризуется динамичным восстановлением статуса позиций России, как сверхдержавы и постепенным блокированием западных финансовых каналов поддержки либеральной оппозиции. Все это происходит на фоне резкого обострения ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, усиливающихся попыток Великобритании, Израиля и британского лобби США развязать военную агрессию против Сирии, с дальнейшей эскалацией хаоса на Кавказ и Среднюю Азию. Наряду с позитивными моментами (активная деятельность министра обороны С.Шойгу, большой успех ФСБ России по майскому аресту в Москве сотрудника ЦРУ с поличным и т.д.), имеют место факты, которые создают угрозу для национальной безопасности государства.

В начале 21 века появились новые виды угроз, прежде всего в сфере коммуникаций, которые напрямую влияют на обеспечение функционирования всех сфер жизнедеятельности нашей страны.

1. Модернизация теории Информационной войны.

После побед Красной Армии под Сталинградом и Курском, лидером Британской империи У.Черчиллем в Квебеке (август 1943 года) был разработан план информационной войны против СССР. Затем, в 1948 году в этот план внес дополнения и уточнения русофоб А.Даллес. Приход к власти в СССР М.Горбачева стал решающим фактором, который обеспечил реализацию тайных планов Черчилля и Даллеса. Собственно словосочетание «Информационная война» и использовал впервые А.Даллес в своей книге в 1967 году. М.Горбачев после прихода к власти, целенаправленно уничтожал СССР. Но и после развала СССР информационная война против России не прекратилась.

В 1997 году я защитил докторскую диссертацию, в которой сформулировал методологию информационного противоборства (Этот термин недавно использовал президент России В.Путин, выступая 12 сентября 2012 года в Краснодаре).

В Диссертации я подчеркнул, что следует различать информационную борьбу в широком (во всех сферах) и узком смысле слова (в какой либо сфере, например в политической сфере).

Информационная борьба (противоборство) - форма борьбы сторон, представляющая собой использование специальных (политических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.

Основные сферы ведения:

·         Политическая,

·         дипломатическая,

·         финансово-экономическая,

·         военная.

Следует выделить два вида информационной борьбы: информационно-техническую и информационно-психологическую.

При информационно-технической борьбе главными объектами воздействия и защиты являются информационно-технические системы (системы связи, телекоммуникационные системы, радиоэлектронные средства и т.д.).

При информационно-психологической борьбе главными объектами воздействия и защиты являются психика политической элиты и населения противостоящих сторон; системы формирования общественного сознания, мнения и принятия решений.

Информационная борьба включает три составные части.

Первая – Стратегический политический анализ. Вторая – Информационное воздействие. Третья – Информационное противодействие.

Уровни ведения информационной борьбы:

·         стратегический,

·         оперативный,

·         тактический.

 

2. Коммуникации и безопасность.

Вместе с тем, начало 21 века продемонстрировало резкое увеличение объема и количества коммуникационных потоков. В качестве примера можно привести такую цифру. С 1997 года по 2013 год количество пользователей сети Интернет в России выросло более чем в 100 (СТО) раз. Таким образом, кардинально изменились возможности коммуникационного воздействия, в том числе и негативного, на население России.

Ведущие страны мира в настоящее время располагают мощным коммуникационным потенциалом (прежде всего США и Великобритания), который может обеспечить им достижение тайных политических целей, тем более что отсутствуют какие либо международные юридические нормы ведения информационного противоборства.

На ситуацию в мире воздействуют разноплановые мощные потоки коммуникаций. Вот только несколько цифр, характеризующих глобальность коммуникационных потоков, особенно в социальных сетях:

·         Фейсбук, более 1 млрд пользователей

·         Вконтакте – 190 миллионов

·         Youtube - 1,1 млрд

·         Twitter – более 200 млн.

Рассматривая вопрос обеспечения Коммуникационного Суверенитета России, мы должны выделить важную роль средств массовой коммуникации, оказывающую с помощью различных информационных технологий специальное, а иногда и манипулятивное воздействие на психику элиты и населения страны. Передача специально подобранной информации при помощи средств массовой коммуникации — телевидения, радио, прессы, социальных сетей, блогосферы, особенно возрастает в кризисных ситуациях. Порой дезинформационные потоки, грубо искажающие действительность, доминируют (Ю.Осетия август 2008, Ливия-2011, Сирия-2013). Например, 13 августа 2008 года имел место факт грубой цензуры телеканала Fokc News (интервью с Амандой Кокоевой и Лорой Тедеевой-Коревиски было прервано из-за их позиции).

В 2009 году администрация Обамы поддержала теоретические взгляды, разработанные бывшим высокопоставленным сотрудником Госдепартамента и Министерства обороны США, профессором Гарвардского университета Джозефом Найем. Выпускник престижного Принстонского университета и многолетний преподаватель Гарварда, он по праву считается главным идеологом США. Джозеф Най в январе 2006 года опубликовал свои идеи в журнале «Foreign Policy». После этого, в 2006 году американским Центром стратегических и международных исследований была создана двухпартийная комиссия по разработке новой стратегии, которую возглавили бывший заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж и Дж. Най. Членами комиссии стали 18 известных в США людей, в том числе и американский сенатор Чак Хэйгел (нынешний министр обороны).

Двухпартийная комиссия представила в американский конгресс в ноябре 2007 года свою стратегию, в которой впервые для обеспечения лидирующих позиций США в мире была предложена концепция использования «умной силы» (smart power) — как сочетания «жесткой» военной и экономической мощи с «мягкой» силой публичной дипломатии. Консенсус американских экспертно-аналитических кругов создал фундамент для разработки новой концепции администрации Обамы. Уже в 2010 году была разработана наступательная концепция СК.

Стратегические коммуникации (СК) - это новая концепция ведения информационной войны, принятая в развитие доктрины наступательных информационных операций (1998), которая активно разрабатывалась госдепартаментом, министерством обороны, другими правительственными и неправительственными учреждениями и организациями США. Под ней понимается комплекс коммуникационных мероприятий по целенаправленному коммуникационному воздействию на целевую аудиторию других стран (как враждебных, так союзных и нейтральных). При этом используются такие средства, как согласованные информационные акции, социальные сети, идеологическая обработка, различные информационно-пропагандистские планы и программы. В Соединенных Штатах к основным структурам, реализующим концепцию СК, относятся госдепартамент, министерство обороны, боевые командования ВС США, Киберкомандование США, агентство США по международному развитию, неправительственные организации. Ближний Восток стал первым экспериментальным полем для реализации доктрины СК.

В марте 2013 года получила свое дальнейшее практическое развитие концепция Стратегических коммуникаций США. Речь идет о создании в Латвии центра стратегических коммуникаций, фактически выполняющего роль пункта управления, максимально приближенного к границам России.

Кроме того, следует обратить внимание на создание новых специальных структур (Киберкомандование США) и активную коммуникационную наступательную стратегию новых оргструктур внутри Госдепартамента США (350 страниц в Фейсбук, более 300 блогов в Twitter). Ярким представителем коммуникационной дипломатии является господин Макфол, посол США в России.

 

3. Коммуникации и Информационная война.

Чрезвычайно важным для экспертов и аналитиков является определение терминов в сфере коммуникаций и их взаимосвязь.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА – форма ведения войны в мирное время государствами и транснациональными корпорациями (ТНК), представляющая собой использование специальных (политических, финансово-экономических, диверсионных, террористических и иных) методов, способов и средств для негативного воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.

Модели информационной войны.

1.       КОМПЛЕКСНАЯ.

2.       ЦЕЛЕВАЯ.

 

ИНФОРМАЦИОНАЯ ВОЙНА - сферы ведения:

1.       Духовная.

2.       Политическая

3.       Дипломатическая

4.       Финансовая

5.       Экономическая

6.       Организационно-управленческая

7.       Киберпространство Интернета

8.       Воздушно-космическая

9.       Медико-биологическая.

10.   Военная

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА в организационно-управленческой сфере становится все более важной сферой, так как британо-американская Коммуникационная Кувалда (КК) предпринимает действия для коммуникационного воздействия на систему принятия решений в России, проводя акции коммуникационного давления (список Магнитского и т.д.). Великобритания, США и Израиль в мае 2013 года предприняли комплексное коммуникационное воздействие на систему государственного управления России, в целях принятия благоприятного для атакующей стороны решения по сирийскому кризису.

Информационная война в социальных сетях – это особая форма ведения войны в киберпространстве Интернета, с целью нанесения ущерба объекту информационной агрессии, с использованием специально подготовленных информационных групп, использующих методы массированной психологической обработки участников соцсетей, для дестабилизации социально-политической обстановки в государстве – жертве информационной атаки.

Попытаемся определить содержание понятия «коммуникационное воздействие».

Воздействие - действие, направленное на кого-нибудь с целью добиться чего-нибудь, внушить что-нибудь.      В психологии под воздействием понимается целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. Воздействие может быть непосредственное (контактное) и опосредованное (дистанционное, с помощью чего-либо). «Коммуникационное воздействие» безусловно является опосредованным, дистанционным, с использованием новейших достижений информационной революции (спутниковое телевидение, интернет, социальные сети).

В целом можно выделить определенные характеристики функционирования коммуникационных потоков в мировом информационном пространстве: размах циркуляции, время циркуляции, направление движения, эмоциональная окраска информации, способ производства, цель производства. Именно коммуникационное воздействие и является целью производства информационных сообщений и соответствующих комментариев к ним.

По нашему мнению, при ведении информационного противоборства, объектами коммуникационного воздействия могут быть: психика людей, информационно-технические системы различного масштаба и назначения, система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, система формирования общественного сознания (с помощью медиапропаганды и средств массовой информации), система формирования и функционирования общественного мнения, система принятия решений. Условно объекты воздействия можно разделить на технические (в основном, они находятся в сфере интересов информационно-технической борьбы) и социальные (особое внимание им уделяется в ходе информационно-психологической борьбы). В роли технических объектов могут выступать системы управления и связи, финансово-экономической деятельности государства и т.д. Если же говорить о социальных объектах, то к ним можно отнести отдельных индивидов, социальные группы, общество, государство, мировое сообщество. Основными социальными элементами общества являются социальные группы и отдельные индивиды.

Коммуникационное воздействие представляет собой целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное), на функционирование и развитие информационно-психологической среды общества, психику и поведение политической элиты и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействие являются разновидностью коммуникационного воздействия.

Социальные сети - идеальное средство для организации коммуникационного воздействия и управления коммуникационными потоками в коммуникационном поле других государств и проведения акций дезинформации, с целью искажения духовно-нравственных ценностей, разрушения цивилизационного кода нации.

Коммуникационное оружие - это устройства и средства, предназначенные, для нанесения противоборствующей стороне максимального урона в ходе противоборства (путем опасных коммуникационных воздействий) и для управления коммуникационными потоками в интересах достижения поставленных целей.

Коммуникационная агрессия - это целенаправленное применение специальных средств коммуникаций, предназначенных для ведения наступательной информационной войны, с целью дестабилизации информационно-психологического и информационно-технического пространства противника, вплоть до его полного подавления, внешнего управления либо разрушения.

Объектами воздействия могут являться:

·         Информационно-технические системы.

·         Информационно-аналитические системы.

·         Информационно-технические системы, включающие человека.

·         Информационно-аналитические системы, включающие человека.

·         Информационные ресурсы, базы данных.

·         Системы формирования общественного сознания и мнения, базирующиеся на средствах массовой информации и пропаганды.

·         Социальные сети и блогосфера.

·         Психика человека.

4. Система обеспечения Коммуникационного Суверенитета России

Судьба России во многом будет определяться тем, сможет ли она выстроить эффективные каналы, механизмы и типы коммуникаций для построения Коммуникационного общества, основанного на трех базовых принципах: Диалог, Безопасность, Развитие.

Коммуникационный Суверенитет России – это состояние безопасности коммуникационного пространства страны, а также защищённости интересов личности, общества и государства от коммуникационной агрессии.

Коммуникационный Суверенитет России включает в себя:

1.       Информационный суверенитет (доминирование в российском информационном пространстве позитивных комментариев о великой истории страны и ее национальных героях; пропаганда патриотизма, духовных скреп и русской культуры).

2.       Духовный суверенитет (Три Д: Духовность, Державность, Достоинство).

3.       Киберсуверенитет (безопасность российского киберпространства).

Направления реализации Коммуникационного Суверенитета России

1.       Создание Межведомственной и межпартийной Комиссии для разработки концепции обеспечения Коммуникационного Суверенитета России, с участием представителей органов государственной власти и гражданского общества.

2.       Координация и интеграция усилий госструктур, СМИ, служб безопасности крупнейших российских корпораций и государственных информационно-разведывательных структур по организации оборонительных и наступательных информационных операций в коммуникационном пространстве мира.

3.       Координация усилий аналитических структур в рамках частно-государственного партнерства по проблематике Коммуникационного Суверенитета. Выпуск специального аналитического сборника по проблемам Коммуникационного Суверенитета для руководителей госструктур и российских корпораций.

4.       Разработка концептуальной, нормативно-правовой, методологической и методической базы обеспечения Коммуникационного Суверенитета.

5.       Подготовка управленческой элиты страны (политической, экономической, информационно-идеологической) к активному ведению информационного противоборства в кризисных ситуациях (вооруженный конфликт, информационный конфликт, экономический конфликт и т.д.).

Панарин Игорь Николаевич

доктор политических наук, профессор Дипломатической Академии МИД РФ, советник Генерального секретаря ОДКБ, действительный член Академии военных наук

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария

Написать комментарий

Для добавления комментариев вам потребуется авторизация.