Материалы об экстремизме, терроризме, интернете

Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет

Как с помощью тренингов помочь школьникам стать толерантными

Проблемы, связанные с затлевающим конфликтом в Северной Осетии и Ингушетии, война в Чечне, террористические акты в Республике Дагестан и бесланская трагедия, экстремизм  в Кабардино-Балкарской Республике и прочие попытки помешать наладить мир на Кавказе затронули, прежде всего молодежь. Молодые люди выросли в условиях непрекращающегося конфликта и это явно мешает им активно общаться со взрослыми, а взрослые не могут наладить контакт с детьми.  

Эксперты отмечают то, что незнание особенностей культуры своего народа и своих соседей, морально-нравственных основ привело к формированию различных этнических стереотипов негативного плана, а также конфликтам на национальной почве. Конечно, проблема эта решается с помощью многих инстанций, центров, специалистов, организаций. Однако все зависит от работы педагогов, которые трудятся в образовательных учреждениях кавказских республик.

Как рассказывает Б.П. Хайманов в статье "Формирование основ толерантности и профилактика экстремизма среди школьников Северного Кавказа", одной из эффективных форм работы со школьниками стали тренинги.

Он пишет, что практика показала, что групповые занятия – это наиболее адекватная форма работы, интересная для подростков и молодых людей, позволяющая им в доступной форме интегрировать нормы и принципы культуры мира. Тренинг в значительной степени повышает уровень вовлечения ребёнка в интеллектуальный творческий процесс. Установлено, что посредством ролевых игр, различных упражнений и открытых дискуссий у детей и подростков развивается творческое и логическое мышление, повышаются аналитические способности. Применение социально-психологического тренинга в миротворческом образовании способствует осознанию и изменению негативных социальных установок и формированию толерантности у детей из различных социальных слоёв и групп.

После проведения пятимодульного тренинга происходили заметные изменения в сознании юношей и девушек. Они больше думали, спорили, учились анализировать, становились коммуникабельнее, толерантнее. Особую восприимчивость к тренинговой форме работы проявляли дети из образовательных учреждений сельской местности.

Что интересно, программу миротворчества и толерантности хорошо принимали «трудные» подростки. Многие из них становились добрее, заметно улучшались дисциплина и успеваемость.

Ведь школьники, работая с преподавателями, во время тренинга могут высказать свою точку зрения, вступить в дискуссию с учителем по поводу самого злободневного вопроса. К тому же вся работа с детьми строилась только на положительных примерах, со знаком плюс. Детям интересен был неформальный и нестандартный подход к работе самих педагогов. Партнёрские встречи волонтёров, миротворческие фестивали, творческие конкурсы, акции, научные конференции успешно вошли в практику работы.

Любопытно, что после подобных тренингов старшеклассники школ республик Северного Кавказа продолжили сотрудничество с учителями, выступая в качестве волонтеров для учеников младших классов. Дети проявили свои творческие способности, а затем, окончив школу, многие из них поступили в педагогические вузы.

После подобных тренингов проводилось анкетирование. Так, опросы и результаты анкет показали позитивные сдвиги, свидетельствующие о том, что повысился уровень эмпатии к представителям иноэтнических групп и уровень готовности к взаимодействию с ними.

Тренинговая программа способствовала формированию толерантного сознания и поведения у детей и подростков, стремлению к мирному, ненасильственному разрешению противоречий. Программа в целом снизила уровень напряжённости в межэтнических, межгрупповых и межличностных отношениях и явилась одним из компонентов профилактики экстремизма среди школьников Северного Кавказа.

В настоящее время идёт работа с министерствами образования и науки республик Северного Кавказа по созданию экспериментальных площадок, апробированию программы в образовательных учреждениях региона.

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария

Написать комментарий

Для добавления комментариев вам потребуется авторизация.