Материалы об экстремизме, терроризме, интернете

Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет

Реализация государственной политики по противодействию терроризму в современной системе образования

Не будем повторять то, что молодежь - та аудитория, которая восприимчива к максималистскими идеям, которые могут предложить экстремисты. Сейчас, благодаря развитию информационного общества, арсенал методов и форм осуществления террористической деятельности постоянно расширяется, устанавливаются связи и обмен опытом между террористическими группировками.

Сейчас России необходима цельная, полноценная система противодействию терроризму, в том числе в современной образовательной среде. Конечно, в средней школе в настоящее время уделяется много внимания к проблемам терроризма и основам безопасности жизнедеятельности. Преподавая предмет ОБЖ, педагоги используют дополнительные информационно-аналитические материалы, которые дополняют учебники. Например, это "Терроризм - ты под прицелом", "Справочник по противодействию террористическим атакам", "Экстремизм - основа и идеология терроризма". Учителям рекомендовано использовать для внеклассного чтения брошюры, например, "Защитим свой мир", а также материалы из портала "Наука и образование против террора".

Такое пристальное внимание к проблемам терроризма среди школьников появилось после трагедии в Беслане, когда в течение трех дней террористы удерживали учеников, учителей и родителей в школе №1. Погибло более 350 человек, причем больше половины - дети. Около 800 человек получили ранения. Дети впервые оказались объектом насилия, и этот акт осудили даже террористические организации. 1 сентября 2004 г. жизнь детей Беслана встала на один уровень с политическими требованиями террористов признания независимости Чеченской Республики и соблюдения свободы вероисповедания в России, при этом прежде всего решалась проблема недопустимости наказания террористов.

После бесланской трагедии представители министерства образования осознали, что необходим комплекс мер по противодействию терроризма. Он был создан, а затем утвержден приказом Министерства образования и науки в 2008 году. Министерство образования и науки осуществляет государственную поддержку посредством формирования и реализации комплекса мер, исполняемых непосредственно самим министерством и подведомственными ему федеральными службами и федеральными агентствами во взаимосвязи с органами МВД России, ФСБ России, Национальным антитеррористическим комитетом.

Также огромное значение имеют причины и факторы готовности школ и вузов к техногенным опасностям и терактам.

Борьба с терроризмом и экстремизмом представляет собой прежде всего работу с молодежью. Каждый работник образования и культуры может способствовать недопущению распространения идей терроризма. В связи с этим Министерством образования и науки осуществляется оборудование в зданиях министерства, федеральных служб, федеральных агентств и организаций уголков наглядной агитации по противодействию терроризму и распространению его идей. В настоящее время функционирует Межведомственный координационный совет по формированию навыков поведения обучающихся по противодействию идеям терроризма и экстремизма, осуществляющий экспертизу учебных материалов. Подобная работа ведется Информационно-аналитическим центром по безопасности жизнедеятельности при Московском педагогическом государственном университете. Кроме того,
существуют учебно-методические центры по оценке степени защищенности сферы деятельности Министерства образования и науки РФ от чрезвычайных (кризисных) ситуаций, которые проводят повышение квалификации работников сферы образования по направлению подготовки (специальности) «Безопасность жизнедеятельности» в МГТУ им. Н. Э. Баумана, Донском государственном техническом университете, Сибирском государственном технологическом университете. Особое внимание уделяется работе с руководителями служб и подразделений российских вузов по вопросам совершенствования международной и воспитательной работы с контингентом иностранных обучающихся.

Есть необходимость сформировать идеологию созидания при работе с молодыми людьми. Надо учитывать, что сейчас дети и молодежь воспитывается, впитывая информацию из Интернета как губка. Они по 12 часов в сутки сидят в социальных сетях. Блоги и соцсети могут использоваться террористами для психопрограммирования пользователей глобальной сети.

При условии использования колоссального опыта Министерства образования и наки можно добиться хороших результатов в этой области. Один из вариантов помощи может заключаться в проведении встреч с представителями различных религиозных организаций, чтобы ответить на вопросы школьников об межэтническом и межконфессиональном взаимодействии. Объясняя проблему появления экстремизма, можно преодолеть религиозно-политический экстремизм, начать эффективную профилактику межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Развитие межконфессионального диалога является одной из основ формирования стабильных и плодотворных взаимоотношений между представителями различных конфессий, тем более в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, где на религию и религиозные ценности традиционно возложены определенные социальные функции.

Положительные результаты могло бы дать чтение в учебных заведениях циклов лекций по вопросам культуры мира. Эффективность воспитательной работы существенно возрастет, если к чтению этих лекций будут привлекаться религиозные наставники различных конфессий. Такие факты будут убеждать будущих служителей религий и верующих в реальной возможности взаимопонимания и сотрудничества последователей различных вероисповеданий, что станет стимулом для расширения межрелигиозного диалога. Сейчас на фоне популярности "Основ православной культуры" остались практически незамеченными «Основные положения социальной программы российских мусульман», в которых демонстрируется позиция веротерпимости и воспитания этого качества в рамках обозначенного курса.

В настоящее время главной задачей при формировании идеологии противодействия терроризму становится реализация идеи диалога между православием и исламом. Интерес к православно-исламскому диалогу обусловлен бурным ростом политического и духовного влияния ислама в России. При этом ислам выступает в качестве равноправного партнера. Отсюда преподавание в государственных и муниципальных школах «Основ православной культуры» осуществляется наряду с «Основами исламской культуры». Следует отметить, что межконфессиональное взаимодействие сегодня во многом ограниченно и малоэффективно. Ситуация во многом осложняется организационной разобщенностью ислама в России. В отличие от Русской православной церкви, которая обладает структурированной системой, мусульманская община не имеет подобной структуры  и единого центра, координирующего деятельность региональных исламских организаций, она расколота. Отсюда многие внутриисламские проблемы, которые требуется устранять путем внутриконфессионального диалога.

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария

Написать комментарий

Для добавления комментариев вам потребуется авторизация.