Материалы об экстремизме, терроризме, интернете

Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет

Механизмы профилактики терроризма в Ростовской области

В силу своего географического положения, а именно, близости к Северному Кавказу, для Ростовской области понятия «терроризм» и «экстремизм» носят совсем не отвлечённый характер. Ещё свежи в памяти такие теракты, как взрыв жилого дома в городе Волгодонске в сентябре 1999 года и в августе 2004 года самоподрыв смертницы-террористки на борту авиалайнера ТУ-134, следовавшего по маршруту Москва-Волгоград, обломки которого были обнаружены под Ростовом. Да и недавние события в посёлке Ремонтное, расположенном на юго-востоке нашей области, вызванные конфликтом местных жителей с проживающими в районе выходцами из Дагестана, не позволяют считать спокойной этнополитическую ситуацию, говорить об антитеррористической безопасности как о решённом вопросе.

Ростовская область является центром Южного федерального округа. Здесь сосредоточены крупные людские и материальные ресурсы, расположены особо важные стратегические и военные объекты. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта по предупреждению и пресечению террористических действий на его территории 14 августа 2003 года была образована антитеррористическая комиссия Ростовской области, председателем
которой в настоящее время является Губернатор области Василий Юрьевич Голубев.

В целях более детальной координации антитеррористической деятельности органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, решением антитеррористической комиссии Ростовской области создано 6 рабочих групп по основным направлениям профилактики возможного проявления терроризма. Руководство их деятельностью осуществляют заместители губернатора области, а также руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководители областных органов исполнительной власти.

При населении в 4 миллиона 300 тысяч человек у нас в области проживает свыше ста пятидесяти национальностей и народностей (89,3% - русские, 2,7% - украинцы, 2,5% - армяне, 0,6% - белорусы), поэтому вопросы этнических и межконфессиональных отношений, находящихся в прямой зависимости от идеологического влияния экстремизма и угрозы террористического воздействия на умы и настроения наших жителей и особенно молодежи, приходится постоянно держать под контролем. И здесь мы большое внимание уделяем организации и проведению
нетрадиционных, или, как теперь говорят, – креативных мероприятий, цель которых - объединить молодёжные организации различных форм и направлений для решения интернациональных задач.

Например, 3 сентября 2012 в Ростове-на-Дону была организована акция против терроризма. В центре города собрались представители молодежных и общественных организаций Ростовской
области. На специальных шатрах активисты поместили фотографии жертв терактов в Беслане, Театральном центре на Дубровке, взрывов в дагестанских городах Буйнакске и Каспийске, а также теракта в Московском метро. Мы ставили перед собой задачу, чтобы молодые люди, студенты вспомнили тех людей, кто пострадал, и тех, кто спасал, тем самым выразив свою солидарность, свой протест, чтобы в будущем это не повторилось.

Ростовская область исторически является одним из самых многонациональных субъектов Российской Федерации. Повторю, на её территории проживают представители более 150 наций и народностей, при этом преобладающим является русскоязычное население. Вместе с тем, в последние годы этническая карта Ростовской области существенно изменилась. С конца 90-х годов вследствие известных событий в Северо-Кавказских республиках, а также конфликтных ситуаций в ряде бывших республик СССР в Ростовскую область прибыло более 500 тысяч
мигрантов и вынужденных переселенцев, при этом данные процессы не прекращаются и продолжаются до настоящего времени. В юго-восточных районах области в достаточно короткие сроки сформировались большие сообщества представителей народов Дагестана, чеченцев, турок-месхетинцев. Все это значительно изменило количественное соотношение между постоянным населением Дона и прибывшими мигрантами.

Например, сегодняшняя численность некоренного населения в Волгодонском, Дубовском, Зимовниковском, Ремонтненском районах Ростовской области составляет около 25 % от общего числа жителей, а в Мартыновском и Заветинском районах - более 30 %. В рамках создания в Ростовской области системы мер по информационному противодействию терроризму особое внимание было направлено на обеспечение скоординированной работы органов государственной власти субъекта и местного самоуправления с общественными и религиозными организациями, объединениями, средствами массовой информации, а также другими институтами гражданского общества. Практическая работа в данном направлении осуществляется в рамках реализации на областном уровне организационно-правовых документов. Это «Комплексный план информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2008-2012 годы», областные целевые программы «Профилактика экстремизма и терроризма в Ростовской области на 2012-2014 годы», «Молодежь Ростовской области (2011-2013 годы)», «Профилактика правонарушений в Ростовской области на 2011 - 2013 годы» и ряд других программ.

В этой связи хочу особо подчеркнуть, что на сегодняшний день не существует системы массовой коммуникации более эффективной, чем сеть Интернет. Этим, безусловно, пользуются внешние провокационные силы в странах и регионах, где протестные настроения переходят из латентного состояния в бесконтрольный хаос.

В связи с этим на первый план выдвигается задача организации постоянно действующего оперативного мониторинга Интернет-ресурсов, который может позволить избежать многих проблем, вытекающих из негативного влияния вредоносных или запрещённых источников информации, осуществлять прогнозирование и выявление угроз экстремистского и террористического толка.
С другой стороны, на практике, помимо постоянно действующего оперативного мониторинга, предлагается, соблюдая правовые нормы, реализовать идею «силового вытеснения» веб-ресурсов антироссийских террористических и экстремистских организаций из легального киберпространства иностранных государств. Для этого необходимо вовлекать в борьбу с экстремистскими и
террористическими сайтами не только государственные силы Российской Федерации, но и антивирусные компании, спам-регуляторов, иностранные киберполицейские организации путем технического использования особенностей экономической модели западных Интернет-провайдеров.

На текущий момент опыт работы в сфере профилактики терроризма, который имеется в Ростовской области, строится на базе превентивной системы мер, охватывающей законодательную, правоохранительную, научно-техническую и общественно-политическую составляющие и позволяющей обеспечивать защиту населения региона, его важных объектов от преступлений террористического характера, а также контролировать ситуацию в информационном пространстве и СМИ. При формировании в Ростовской области информационно-пропагандистских антитеррористических технологий приоритетное значение придается технологиям реализуемых в политической, экономической и этно-конфессиональной сферах. Например, в политической сфере антитеррористические пропагандистские технологии нашли свою реализацию в следующих формах:

- участие во всероссийских, а также проведение областных научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», на которых научно и теоретически обосновывается объективная недопустимость терроризма как противоправной деятельности, формирующей угрозы конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации;

- освещение в средствах массовой информации законодательно закрепленной деятельности правоохранительных органов по обеспечению безопасности и правопорядка, а также защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан;

- информирования населения о готовности сил и средств
специальных и правоохранительных органов к пресечению возможных
террористических и экстремистских акций.

Данная деятельность стала возможной на основе совместных усилий сотрудников пресс-служб Губернатора Ростовской области, Управления ФСБ России по Ростовской области, Главного управления МВД России по Ростовской области, а также управления следственного комитета, министерства внутренней и информационной политики, печатных и электронных средств массовой информации. Общей целью этой деятельности является позиционирование в информационном пространстве образа государственных структур власти всех уровней, правоохранительных органов как эффективно действующей власти народного доверия.

В силу исторических и географических особенностей Ростовская область представляет собой территорию, на которой с давних времен мирно сосуществовали люди различной национальности, вероисповедания и культуры, поэтому большое значение придается антитеррористическим технологиям в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.
Работа по данному направлению ведется в рамках Комплексного плана мероприятий по гармонизации межэтнических отношений, профилактике национального экстремизма и формированию культуры межнационального общения. Данная деятельность, прежде всего, нацелена на недопущение ситуаций, которые могут быть использованы для искусственной дестабилизации обстановки на территории области. Активно пропагандируется мирное сосуществование всех проживающих на Дону народов, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, языка
и происхождения. Для разработки и реализации мероприятий активно задействуется потенциал ученых-обществоведов, сотрудников учреждений просвещения и культуры, представителей религиозных конфессий.

заместитель губернатора В.В. Артёмов.

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария

Написать комментарий

Для добавления комментариев вам потребуется авторизация.